Если произнести в компании «город Иваново», то в ответ сразу сыпется несколько штампов: «город невест», «родина первого совета», «ситцевый край» и иногда даже «русский и красный Манчестер». На самом же деле ни одна из этих ассоциаций не имеет никакого отношения к современному Иванову, где не работают фабрики, много студентов и политическая активность такая же, как и во всей стране. Тихий город в 300 км на северо-восток от Москвы, разделенный рекой Уводь, притоком Клязьмы, примерно в 100 км от Ярославля, Владимира и Костромы. Известные памятники конструктивизма — «дом-корабль», «дом-подкова», «дом-птица», здание Политехнического университета архитектора И.Фомина. Вокруг города — леса, настоящий медвежий угол.
Внешне Иваново действительно напоминает Манчестер с его хлопкопрядильными фабриками или финский город Тампере с бывшей индустрией Finnilays — особенно со стороны реки, один и тот же пейзаж неработающих фабрик и труб. Но есть принципиальное различие. Тампере и Манчестер давно уже работают на постиндустриальную экономику, их фабрики и заводы превратились в культурные и музейные центры, а по уровню культурного предложения и музейного профессионализма они соревнуются с Лондоном и Хельсинки. Представить себе, что в Иванове возможен переход на иной уровень, пока не очень получается. Однако не будем делать преждевременных выводов.
Похоже, что именно сейчас в Иванове происходят знаковые процессы в области музейного дела. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г.Бурылина — один из сильнейших региональных музеев — вот уже четвертый раз в списках победителей музейных конкурсов Благотворительного фонда В.Потанина — «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2009, 2010 и 2011) и «Программы «Первая публикация» (2009). («Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Первая публикация» — программы Благотворительного фонда В.Потанина.
Музей представляет собой совокупность большого количества филиалов, но главное собрание располагается в двух особняках, расположенных друг напротив друга через улицу Батурина. Один особняк — бывший личный дом иваново-вознесенского купца, мецената и коллекционера, основателя музея Дмитрия Геннадьевича Бурылина, в нем сейчас находится Музей ивановского ситца. А через дорогу находится здание, которое Д.Г.Бурылин выстроил для музея (арх. — П.Трубников) своей уникальной коллекции «древностей и редкостей». Оба особняка соединены подземным переходом, симпатичным пустым пространством длиной около 200 метров. В 1914 году Д.Г.Бурылин открыл Музей промышленности и искусства: масонская коллекция, коллекция Библий на разных языках, коллекция предметов буддистского культа, собранные меценатом, были признаны современниками одними из лучших в России. Бурылинский текстильный фонд, включавший в себя около полумиллиона образцов тканей, был одним из крупнейших в мире. В музейном собрании есть такие раритеты, как египетская мумия и единственные в мире универсальные астрономические часы. Коллекционер охотно предоставлял свои экспонаты для различных выставок, для изучения и в качестве пособий для учащихся, например, для филиала Санкт-Петербурского центрального училища технического рисования барона Штиглица. Он надеялся, что собранные им экспонаты используют для образования. Еще в 1896 году Д.Г.Бурылин завещал свои коллекции родному городу Иваново-Вознесенску, но после национализации фабрик и музея в 1919 году целостность коллекций была нарушена. Практика передачи в другие музеи бурылинских предметов существовала на протяжении всего советского периода. Локальное собрание волею судьбы оказалась в различных музеях России (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Ясная Поляна) и ближнего зарубежья. Фактически коллекция Бурылина превратилась в коллекцию общенационального значения. Сам Дмитрий Бурылин по предложению Первого председателя Иваново-Вознесенского губисполкома М.В.Фрунзе остался работать главным хранителем в собственном музее, чинил в нем крышу на собственные деньги и жил с семьей последние годы в полуподвале собственного дома.
В подобном историческом контексте проблема исследования и комплектования фондов всегда тесно связаны с личностью основателя, а с другой стороны — вызывает к жизни вечную дискуссию о благотворительности в России.
Выставка является продолжением проекта «100% Иваново», который начался с создания очередного изысканного и раритетного издания, проекта 2009 года. Это издание представляет собой невероятную смесь жанров: альбом, сборник научных статей, энциклопедическое издание и книга художника. Художник Евгений Корнеев, шеф-редактор Ксения Велиховская вместе с командой хранителей из Музея ивановского ситца во главе с Галиной Каревой создали фундаментальное издание, которое является не только альбомом коллекции агитационного текстиля, но и содержит уникальный научный аппарат — словари художников, предприятий, предпринимателей и профессиональных терминов. Отличительной чертой этого проекта была его неочевидность с первого взгляда, музеефикация той уходящей натуры, которую вроде бы все еще помнят — шестеренки и звездочки на пижамах и рубашках. Вместе с этим проектом музей неожиданно обрел необходимую скорость в описании и представлении еще недавнего прошлого, что в России бывает крайне редко.
У «Программы «Первая публикация» уже был опыт создания выставки на основе своих изданий во время реализации проекта в Егорьевске, книгу сопровождала выставка в ГИМе и в Кенозерье, где дизайн выставки в центре Грабаря с отреставрированными «небесами» сделал известный московский архитектор и дизайнер Юрий Аввакумов. Он же предложил пространственное решение и для выставки агитационных тканей. Первое открытие выставки состоялось в Москве в апреле, в Музее современной истории. Там она смотрелась почти космически — ткани, как планеты, видны будто в иллюминаторах разного размера, отдельно лежал самый ценный экспонат — книга «Выклейка текстильных рисунков Центральной рисовальной мастерской 1928–1930», которая была найдена сотрудниками музея в 2007 году в архиве закрывшейся фабрики «Большая Ивановская мануфактура». В июне выставка была перевезена и открылась в Иванове, в основном здании ИГИКМ им.Д.Г.Бурылина. Музей ивановского ситца как бы «прошел» по подземному переходу в Музей искусства и промышленности.
В этот же день в Москве состоялось заседание жюри VIII конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», где были определены победители, и в номинации «Технологии музейной экспозиции» одним из музеев был снова ИГИКМ им.Д.Г.Бурылина с проектом «Переход. Д.Г.Бурылин», где будет отдельная экспозиция, посвященная основателю музея и его пути от коллекционера до создателя публичного музея.